Каким образом можно оцифровать качество продуктов питания
Мы рассматриваем понятие
качества, не с точки зрения соответствия нормативным документам (ГОСТ, ISO и др.). Для нас понятие качества складывается из трех составляющих:
- Естественность продукта - то, насколько он соотвествует своему естественному виду в природе. Мы могли бы также использовать слово натуральность, хотя сейчас его восприятие искажено маркетингом.
- Полезность для здоровья - мы понимаем, что тело каждого человека уникально и то, что может быть полезно для одного человека, может оказаться вредным для другого. Вместе с тем, если в продукте есть некий признак, который влияет одинаково полезно на здоровье всех людей (и это можно научно объяснить), то такой признак учитывается.
3.
Этика производства - то, каким образом организован процесс выращивания, какие производственные технологии используются, с каким настроем люди подходят к своему делу. Это забота о животных, улучшение экосистемы места, качества почвы, увеличение биоразнообразия.
По каждому продукту (молоко, мед, морковь и др.) мы находим людей, которые знают все об этом продукте, потому что являются производителями, технологами, сотрудниками лабораторий, учеными и просто пытливыми людьми. Таких людей мы называем
экспертами. Мы формируем
экспертное сообщество из таких людей и просим их сформулировать критерии по качеству известного им продукта. Такое экспертное сообщество знает все об ухищрениях с использованием различных добавок, способов лечения и др. хитростях, на которые идут некоторые недобросовестные производители для снижения себестоимости выпускаемой продукции. Эксперты формируют список вопросов, варианты ответов на эти вопросы и разрабатывают алгоритм цифровой оценки качества, в зависимости от ответов на эти вопросы. Алгоритмы составлены так, что позволяют выявить недобросовестность уже на этапе прохождения теста.
Вторая задача, которую решают эксперты - они утверждают набор способов, с помощью которых потребитель может осуществить проверку заявленных производителем значений. Сюда входит сдача продукта в установленными экспертами независимые лаборатории, посещение фермы, сверка выложенных производителями фотографий, геотегов с реальностью и др. Наличие определенных экомаркировок является системой проверки сложно проверяемых лабораторным анализом параметров.
Система "Открытый рейтинг доверия" не заявляет, что предложенные экспертами алгоритмы расчета качества являются абсолютно правильными.
Алгоритмы расчета формулы качества это то, что на текущий момент может определить коллективный человеческий разум.Любой человек, который считает себя экспертом в данном продукте, может обратиться в сообщество экспертов с аргументированным предложением по улучшению алгоритмов расчета. Его предложение будет проанализировано другими экспертами и если оно имеет практический смысл, то будет реализовано, а сам участник приглашен в экспертное сообщество.
Мы ожидаем, что вокруг понятия естественности, полезности, эстетики развернутся жаркие баталии между экспертами - будут представлены различные исследования, доказательства в пользу различных аспектов. Этот процесс будет непрерывным. Таким образом, по мере развития уровня человеческих знаний, будет расти точность понимания, что такое качество.
Важным элементом работы экспертного сообщества является ее полная некоррумпированность. Эксперты не оценивают конкретного производителя, они занимаются разработкой методики, алгоритма - теорией вопроса, что такое качество, как его можно оцифровать и проверить.
В чем мотивация для работы экспертов?Без экспертов не может быть создана формула качества, а значит ситуация с качеством продуктов на рынке никак не изменится. Эксперты трудятся на благо всего общества. Благодаря их знаниям, они могут сделать жизнь миллионов людей лучше. Не является ли это достойной мотивацией для зрелого человека?
Сообщество экспертов управляет развитием "Открытого рейтинга доверия" через выбранных ими представителей, входящих в команду, реализующих всю систему.
Участие в системе "Открытый рейтинг доверия" приносит экспертам статус и славу, поскольку десятки тысяч потребителей могут знакомиться с личной карторчкой экспертов, разработавших данную формулу.