Первый элемент: ответ на вопрос, что такое качество?
Мы используем определение вопроса качества, принятое экспертным сообществом. Экспертное сообщество разрабатывает формулу качества для каждого продукта. Алгоритм формулы постоянно дорабатывается благодаря тому, что экспертное сообщество растет и расширяет объем знаний. Эксперты придерживаются разных систем сельскохозяйственного производства, мы стараемся отражать их мнение во всей полноте и снабжаем рейтинг каждого продукта описанием факторов, которые на него влияют.

Подробное описание

Каким образом можно оцифровать качество продуктов питания


Мы рассматриваем понятие качества, не с точки зрения соответствия нормативным документам (ГОСТ, ISO и др.). Для нас понятие качества складывается из трех составляющих:
  1. Естественность продукта - то, насколько он соотвествует своему естественному виду в природе. Мы могли бы также использовать слово натуральность, хотя сейчас его восприятие искажено маркетингом.
  2. Полезность для здоровья - мы понимаем, что тело каждого человека уникально и то, что может быть полезно для одного человека, может оказаться вредным для другого. Вместе с тем, если в продукте есть некий признак, который влияет одинаково полезно на здоровье всех людей (и это можно научно объяснить), то такой признак учитывается.
3. Этика производства - то, каким образом организован процесс выращивания, какие производственные технологии используются, с каким настроем люди подходят к своему делу. Это забота о животных, улучшение экосистемы места, качества почвы, увеличение биоразнообразия.

По каждому продукту (молоко, мед, морковь и др.) мы находим людей, которые знают все об этом продукте, потому что являются производителями, технологами, сотрудниками лабораторий, учеными и просто пытливыми людьми. Таких людей мы называем экспертами. Мы формируем экспертное сообщество из таких людей и просим их сформулировать критерии по качеству известного им продукта. Такое экспертное сообщество знает все об ухищрениях с использованием различных добавок, способов лечения и др. хитростях, на которые идут некоторые недобросовестные производители для снижения себестоимости выпускаемой продукции. Эксперты формируют список вопросов, варианты ответов на эти вопросы и разрабатывают алгоритм цифровой оценки качества, в зависимости от ответов на эти вопросы. Алгоритмы составлены так, что позволяют выявить недобросовестность уже на этапе прохождения теста.
Вторая задача, которую решают эксперты - они утверждают набор способов, с помощью которых потребитель может осуществить проверку заявленных производителем значений. Сюда входит сдача продукта в установленными экспертами независимые лаборатории, посещение фермы, сверка выложенных производителями фотографий, геотегов с реальностью и др. Наличие определенных экомаркировок является системой проверки сложно проверяемых лабораторным анализом параметров.
Система "Открытый рейтинг доверия" не заявляет, что предложенные экспертами алгоритмы расчета качества являются абсолютно правильными.



Алгоритмы расчета формулы качества это то, что на текущий момент может определить коллективный человеческий разум.

Любой человек, который считает себя экспертом в данном продукте, может обратиться в сообщество экспертов с аргументированным предложением по улучшению алгоритмов расчета. Его предложение будет проанализировано другими экспертами и если оно имеет практический смысл, то будет реализовано, а сам участник приглашен в экспертное сообщество.
Мы ожидаем, что вокруг понятия естественности, полезности, эстетики развернутся жаркие баталии между экспертами - будут представлены различные исследования, доказательства в пользу различных аспектов. Этот процесс будет непрерывным. Таким образом, по мере развития уровня человеческих знаний, будет расти точность понимания, что такое качество.

Важным элементом работы экспертного сообщества является ее полная некоррумпированность. Эксперты не оценивают конкретного производителя, они занимаются разработкой методики, алгоритма - теорией вопроса, что такое качество, как его можно оцифровать и проверить.


В чем мотивация для работы экспертов?
Без экспертов не может быть создана формула качества, а значит ситуация с качеством продуктов на рынке никак не изменится. Эксперты трудятся на благо всего общества. Благодаря их знаниям, они могут сделать жизнь миллионов людей лучше. Не является ли это достойной мотивацией для зрелого человека?
Сообщество экспертов управляет развитием "Открытого рейтинга доверия" через выбранных ими представителей, входящих в команду, реализующих всю систему.

Участие в системе "Открытый рейтинг доверия" приносит экспертам статус и славу, поскольку десятки тысяч потребителей могут знакомиться с личной карторчкой экспертов, разработавших данную формулу.

Второй элемент: бумажные и электронные паспорта доверия
Бумажные паспорта доверия клеются производителями на каждую упаковку выпускаемой продукции. Они содержат ключевую информацию, необходимую потребителю для принятия быстрого решения.

Электронные паспорт доверия выступают как механизм защиты, несут функцию проверки и позволяют предоставить детализированную информацию о продукте.
Третий элемент: принципы самоорганизованной системы
1) Децентрализованная перекресная модель контроля - производитель не может предугадать, какая именно упаковка, где именно и кем именно будет проверена. Алгоритм работы системы построен таким образом, что рано или поздно любые попытки обмануть потребителя будут вскрыты за счет перекрестной проверки данных.
2) Прозрачность всей системы - все элементы находятся в открытом доступе, и вы можете получить доступ к любой информации.
3) Бесплатность всегда - участие в системе является бесплатным для всех участников рынка.
Четвертый элемент: выгодно всем участникам рынка
Мы уверены, что производители, выпускающие продукцию с низким уровнем качества, поступают так из-за системной проблемы рынка. На рынке отсутствуют механизмы, обеспечивающие прозрачность понятия качества. Конкуренция в непрозрачной среде определяет правила поведения, которым нужно следовать ради выживания.

Продукция с разным уровнем качества имеет разную себестоимость. Поэтому каждый производитель сможет занять свое место под солнцем. Зачастую минимальные корректировки производственного цикла способны вывести производителя на новый уровень качества.

Каким образом можно избежать обмана со стороны производителя
Мы понимаем, что у производителя есть соблазн отвечать на вопросы экспертов нечестно, для того, чтобы повысить свой индекс качества. Поэтому паспорт качества содержит два значения - показатель качества (цифровое значение от 0.0 до 10.0) и уровень доверия (инфографика означающая насколько можно показателю качества доверять).
В момент расчета индекса качества уровень доверия у показателя качества нулевой, поскольку никто еще не проверял производителя. При внесении данных в систему, показатель доверия растет, если производитель в текущем периоде прошел органическую сертификацию. Показатель доверия повышается по мере числа проверок. Проверку может осуществить как потребитель, производитель и магазин.

Проверка со стороны потребителя
Покупатель видит на продукте новую для себя сущность "Паспорт качества", на котором содержится призыв проверять паспорт посредством считывания QR-кода с бумажного паспорта.
Потребитель попадает в электронную версию паспорта, содержащую детальную информацию о продукте. В электронном версии он узнает:
  • Можно ли верить бумажному паспорту (например, уже доказано и подтверждено лабораторными проверками, что производитель указывает ложный рейтинг или это вообще скопированный или нарисованный паспорт)
  • Расшифровку цифровой оценки, описание, как формировался ее расчет (информация про экспертное сообщество и др.)
  • Разные показатели о продукте, важные для потребителя
Самое важное, что потребитель знакомится с идеей "Открытого рейтинга доверия" и понимает, что может попробовать себя в роли контролера.
Даже, если каждый пятитысячный потребитель откликнется на призыв проверять производителей, этого будет достаточно для высокого уровня перекрестных проверок.
Потребитель может, используя инструкцию, самостоятельно сдать продукт на анализ в лабораторию или он может оплатить эту проверку, в этом случае другой контролер за эти деньги организует данную проверку.
Потребители контролеры- это герои, помогающие преобразовать весь рынок. Ведь вся идея построена на том, что потребители могут взять рынок под свой контроль, обойти зависимость от корпораций (которые до этого момента скармливали людям задорого дешевые и вредные продукты)!
Чем больше проверок делается перекрестным образом незнакомыми друг с другом контролерами, тем выше их репутация и весомее заключения. Фактически растет статус человека в обществе – этот человек постоянно говорит правду и действует в интересах людей.
В системе будут возникать социальные квесты – теперь я не просто еду отдыхать в Крым, в приложении я вижу задания "проверить ферму … на предмет кормления коров сеном" и мой отдых приобретает социально значимый смысл.

Проверка со стороны производителя
Сам производитель может быть озабочен тем, что паспорт качества его продукции имеет нулевой уровень доверия. Поэтому, он может не дожидаясь проверки потребителями, самостоятельно организовать такую проверку.

Для этого он оплачивает децентрализованную проверку из своих средств. Заявка падает в общий доступ и верифицированный контролер покупает его продукт в одной из точек продаж и везет на проверку. Таким образом исключается ситуация, при которой производитель может самостоятельно сдать в лабораторию "специальный" продукт (которые не имеет отношения к качеству отгружаемой им продукции в больших объемах).


Гарантии со стороны профессионального сообщества
Не все параметры алгоритма качества с достоверностью могут быть проверены с помощью лабораторных исследований. Здесь нам на помощь приходит Союз Органического земледелия, со своей базой надежных органов сертификации, профессиональные сообщества, заслуживающие доверия и сами потребители давно знакомые с фермером и могущие за него поручиться.

Мы рейтинг доверия и к продукту, и по отношению друг к другу. Любая манипуляция или недобросовестность в поручительстве так или иначе выйдет наружу.

Как система защищена от недобросовестной конкуренции
Ниже представлены алгоритмы защиты от основных способов обмана, которые могут быть реализованы, в попытке обмануть потребителей.
  1. Зарегистрироваться как народный контролер, купить продукт ненавистного конкурента, добавить туда дрянь (химию, антибиотики и др.) и сдать в лабораторию.
Народные контролеры будут регистрироваться в системе, примерно таким же образом, как сейчас происходит регистрация в сервисах каршеринга. Таким образом, их личность будет идентифицирована.
В случае, если народный контролер выявляет обман со стороны производителя, то прежде чем данные попадают в общий доступ они в течение 24 часов проходят модерацию между производителем и командой "Народного контроля качества". Производитель может не согласиться с результатами контроля его партии и оплатить перекресный контроль. Он оплачивает еще один анализ и другой народный контролер (не знакомый с тем, кто делал первую проверку) делает покупку продукта и сдает его в другую лабораторию. Если выясняется, что информация полученная от первого народного контролера была обманом, то его рейтинг в системе аннулируется, как и все сделанные им проверки.
В системе будут учитываться связи народных контролеров между собой, а также то, насколько долго контролер говорит правду (подтвержденную перекресным контролем информацию). Таким образом, со временем могут быть обнаружены и ликвидированы целые группы сообщников, пытающихся дискредитировать производителей.
  1. Купить в магазине продукт конкурента с бумажным паспортом качества, отксерокопировать эти паспорта и наклеить на свою продукцию.
При переходе на электронный паспорт потребитель будет видеть, какое количество раз и в каких геолокациях это делали до него. Таким образом, подделка будет сразу обнаружена.
  1. Производитель часть продукции отгружает качественную, а часть отгружает некачественную, выдавая за качественную.

Посколько проверка осуществляется децентрализованным образом, то производитель не знает какую именно баночку отправят в лабораторию. Таким образом он рискует "запороть" всю продукцию и свою репутацию.

Как система учитывает работу посредников
Многие производители продают не напрямую свою продукцию (розничные магазины, интернет-магазины, рынки и др.), а другим производителям (посредникам), которые перефасовывают первичное сырье под своим брендом.
В этом случае когда производитель отгружает посреднику свою продукцию в больших емкостях (бочки), а посредник фасует на маленькие (баночки). Система позволяет трансформировать одни паспорта в другие, таким образом отслеживается весь путь, который проходит продукция по пути до потребителя.
Может возникнуть ситуация, когда продукция уходит от производителя в упакованном виде, попадает к посреднику, который не соблюдает режим хранения, в следствие чего продукт портится. Система позволяет учитывать этот вариант и не дискредитирует производителя.
Как система учитывает логистику
Логистическая компания не вносит информацию о себе в паспорт качества.
Ответственность за возможное нарушение качества продукта, вызванное нарушением условий логистики находится, на производителе или посреднике.
Неправильная логистика и хранение может вызывать нарушение температурного режима продукта, в следствии чего задекларированный производителем уровень качества не будет соответствовать действительности при лабораторной проверке.
В этом случае обнаружения производитель получить информационное уведомление. Если производитель уверен, что нарушение произошло по вине одного из посредников, то существует возможность заказать децентрализованный анализ продукции у другого поставщика. Если повторная проверка подтвердит качество производителя, то у посредника, ответственного за нарушение температурного режима возникнут ограничения при работе в системе.
Какие продукты попадают под Открытый рейтинг доверия
На ближайшее будущее под систему Открытого рейтинга доверия будут попадать только монопродукты. То есть продукты, не являющимися многосоставными (печенье, сгущенное молоко и др.).
Начинаем мы работу с меда, затем будет подключать другие продукты питания (молоко, помидоры и др.).